Церковь Иоанна Богослова

Church of John the Apostle

Церковь Иоанна Богослова возведена над воротами, расположенными в западной части стены Ростовского кремля.

Согласно настенной летописи строительство и оформление храма Иоанна Богослова было завершено в 1683 году. Считается, что постройка церкви явилась заключительным звеном в создании облика резиденции митрополита Ионы.

Церковь Иоанна Богослова выделяется среди других храмов Ростовского кремля гармонией своих пропорций и нарядным, но сдержанным оформлением фасада. Выдающийся архитектор-реставратор и исследователь Владимир Сергеевич Баниге, под руководством которого происходила реставрация Ростовского Кремля, считал церковь Иоанна Богослова самым выдающимся с архитектурной точки зрения храмом во всем ансамбле.

История церкви Иоанна Богослова драматична. Церковь сохранилась и простояла до наших дней только благодаря неравнодушию и любви местных жителей к своим истории и культуре. В 1730 и 1758 годах храм пережил два пожара, а с 1788 года был оставлен без богослужения, в его здании находились винные и соляные склады. В 1807 году церковь была под угрозой уничтожения: по прошению протоиерея Успенского собора Синод выпустил постановление о разборе храма с целью использования его строительного материала. Однако благодаря протесту ростовского городского общества церковь Иоанна Богослова была спасена. В 1831 году вихрь сорвал крышу с церковной паперти. Храм долгое время простоял без нее, находясь в плачевном состоянии. Реставрационные работы были начаты только в 1860-х годах, однако были выполнены некачественно. В 1880–90-х годах была проведена научная работа и начата серьезная реставрация. Смерч 1953 года снес кровли вместе со стропилами и сорвал 5 куполов храма, выбил все стекла в здании. В ходе правительственной комиссии было принято решение провести научную реставрацию и восстановить первоначальный вид всего ансамбля Ростовского кремля.

В процессе реставрации под руководством В. С. Баниге было восстановлено первоначальное многоскатное покрытие церкви, фланкирующие башни (расположены непосредственно над самим входом), были заложены ворота в западной кремлевской стене (проломанные позднее) и открыты первоначальные проемы под церковью. В настоящее время западные ворота под храмом Иоанна Богослова являются главным входом в Ростовский кремль. Именно здесь расположены кассы музея.

Архитектура

Изящная надвратная церковь Иоанна Богослова расположена над мощными крепостными воротами. Проездные ворота расположены внутри высокого первого этажа церкви. Вход в кремль не прямой, а зигзагообразный — для того чтобы запутать нападающего на кремль и сделать его более уязвимым для обстрелов. Снаружи, со стороны ворот расположены две круглые башни с бойницами, выполнявшими защитную функцию. Однако, несмотря на черты фортификационного сооружения, Ростовский кремль не имел реальной обороноспособности и не был предназначен для ведения боев. Его стены слишком тонкие чтобы выдержать обстрелы из пушек, а ходовые галереи — слишком узкие для перемещения по ним при обороне. Помимо этого ворота украшены большими окнами с нарядными наличниками, через которые мог проникнуть неприятель. Бойницы в башнях — декоративный элемент, доступ к ним возможен только через чердак. Внушительный вид Ростовского кремля имеет скорее символическое значение.

Церковь Иоанна Богослова относится к категории бесстолпных церквей. Ее своды и купол держатся за счет наружных стен, в отличие от столпообразных храмов, в которых основанием являются колонны (столпы). В своем плане храм Иоанна Богослова имеет практически квадрат. Его высокий объем перекрыт крещатым сводом и увенчан пятиглавием, в котором барабан центральной главы имеет окна, а четыре остальных — глухие. К центральному объему храма с восточной стороны примыкает трехапсидная алтарная часть, а с остальных сторон — галереи.

Западный фасад храма является парадным. Его архитектурное оформление наиболее выразительно и торжественно. Тройная аркада его ворот (из которых в двух проемах есть ворота, а в третьем — ниша) опирается на шесть арок с дыньками и перехватами. Орнаменты арок выполнены из тесанного кирпича. Стена между арками и окнами богато декорирована деталями. Одной из особенностей композиции западного фасада является его асимметричность. Возникает вопрос: на какую точку обзора рассчитан фасад? Зодчий учитывал не только то, как храм будет выглядеть с улицы, но и его вид в составе всего комплекса при обзоре с озера, по которому во времена строительства храма проходили важные водные пути. Именно с точки обзора, расположенной на озере, западный фасад храма Иоанна Богослова воспринимается симметрично.

Надвратная икона в глубокой нише имела важное художественное и символическое значение в оформлении западного фасада церкви Иоанна Богослова. В настоящее время ее нет, но сохранилась ниша, расположенная высоко на стене храма. Примечательно, что икона изображала не храмового святого, а Христа Вседержителя. Размер иконы был большим, что позволяло увидеть ее издалека, в частности со стороны озера. Образ Спасителя, смотрящего со стен храма Митрополичьего двора, видимый издалека, оказывал сильное воздействие на зрителя.

Фото: Внутренний двор Ростовского кремля. Справа — церковь Иоанна Богослова.Внутренний двор Ростовского кремля. Справа — церковь Иоанна Богослова.

При взгляде на восточный фасад хорошо видно строение церкви: подклет, абсиды алтаря, четверик и главы. Восточный фасад церкви Иоанна Богослова обращен в сторону главного двора. В течение практически всего светового дня стены здания освещены солнцем, создающим эффект, при котором храм кажется вытянутым по вертикали, что делает его еще более изящным и легким. При взгляде на церковь с восточного фасада хорошо видно, что она опирается на массивный первый этаж (в храмовой архитектуре его называют подклетом). В алтарной части выступают полукружия трех абсид (выступы здания, примыкающие к основному объему). Их окна украшены наличниками, состоящими из колонок, карнизов и фронтов выразительных форм.

Композицию восточного фасада венчают хорошо видимые три главы, среди которых центральная выше остальных. Это придает всей композиции пирамидальный характер — храм устремлен вверх, к небу, на фоне которого сверкают золоченные кресты.

Восточный фасад церкви Иоанна Богослова хорошо просматривается с разных точек, расположенных внутри двора. При движении зрителя силуэт строения постоянно меняется. Открываются одни объемы и закрываются другие. Впечатление от просмотра храма усиливает его отражение в пруду. Известно, что при жизни Ионы во внутреннем дворе располагался яблоневый сад. Посетитель, входящий в кремль во время цветения яблонь, оказывался будто в раю, наблюдая красоту пробудившийся природы на фоне стен кремля с его прекрасными церквями.

Интерьер

Интерьер церкви Иоанна Богослова имеет стенописный иконостас с аркадой. Над царскими воротами и Горним местом в алтаре расположены сводчатые каменные сени на золоченых колонках. Внутреннее пространство храма равномерно и в нижней и в верхней части, что создает эффект покоя и статики. Помещение хорошо освещено благодаря потокам света, проходящим сквозь девять больших окон. Это позволяет хорошо рассмотреть росписи. Особенностью интерьера храма Иоанна Богослова является устройство нижнего яруса солеи (возвышенность пола перед алтарной перегородкой или иконостасом). Его северное окно выходит в галерею, а южное выходит на площадку крыльца. Эти окна не прибавляют света, так как выходят в крытые помещения, но сквозь них можно, не входя в храм, видеть, что происходит на солее. Таким образом зритель оказывается к алтарю ближе, чем молящиеся в храме. Получается, что «окна солеи напрямую соединяют наиболее сакральную часть храма с теми его частями, которые, по святоотеческим толкованиям, предназначены для оглашенных и кающихся» (Никитина Т. Л. Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом, Москва, 2002, с. 19).

Первоначально главным входом в церковь Иоанна Богослова было крыльцо с восточной стороны: посетитель поднимался по лестнице и через южную галерею попадал внутрь храма. Северная дверь была предназначена для выхода на колокольню. В наши дни помещения надвратных церквей и переходы между ними соединены в музейную экспозицию, которая начинается в Церкви Воскресения и заканчивается в храме Спаса на Сенях. Поэтому посетитель попадает в Церковь Иоанна Богослова через западную галерею, а выходит через крыльцо. Таким образом сложился порядок восприятия интерьера стенописи в обратном направлении, отличный от первоначально задуманного.

Роспись

Для церкви Иоанна Богослова характерна лаконичная архитектура и скупой наружный декор, однако внутри посетитель видит многоцветие и пышность убранства. Его окружают многообразные небесные силы и лики святых, обрамленные вьющимся цветным орнаментом. Таким образом, внутри храм напоминает о великолепии райской обители, впечатления от которой довершают церковные песнопения.

Храм Иоанна Богослова был расписан сразу после его постройки. Стенопись просуществовала без «поновлений» до 1860-х годов. Затем в ходе ремонта церкви стенопись была вновь нанесена на нижние ярусы основного объема церкви. К счастью, изменения были произведены в основном на фонах фресок. Внутри паперти роспись была забелена.

Реставрация, проведенная в 80-е годы XIX века была направлена на сохранение старинных росписей, поэтому церковь старались очистить от поздних записей. Полная реставрация стенописи храма, в том числе в его галереях была начата только в 80-х годах XX века.

Одним из основных разрушений росписи являлось отпадание штукатурки с изображениям от шляпок левкасных гвоздей (железные кованные гвозди со шляпками 2,5–5 см в диаметре). Их широкие шляпки не позволяли оползать и двигаться свеженаложенной штукатурке). При перепадах температуры осенью и зимой железные гвозди сжимаются сильнее, чем кирпичная стена. Поэтому образуются трещины на штукатурке вокруг шляпки гвоздя и штукатурка с фреской опадает. Особенно быстро процесс разрушения происходят во влажном помещении. Храм Иоанна Богослова долгое время простоял без крыши, что способствовало разрушению целостности фресок.

Известный историк русской архитектуры Б. Н. фон Эдинг, работавший в начале XX века, описал в своем труде особенности стиля написания фресок церкви Иоанна Богослова. В частности он отметил их живописность, пластичность, криволинейные очертания и сложные повороты фигур и сформулировал основную идею росписи: торжество христианства над язычеством, которое отождествлялось с демоническим миром.

Роспись алтаря храма Иоанна Богослова почти полностью повторят роспись церкви Воскресения по составу сюжетов. Алтарное пространство разделено на две зоны, символизирующие небесный, духовный мир и земной, человеческий. На алтарном своде помещено четыре композиции: «О Тебе радуется» (литургические песнопения, прославляющие Богородицу), «Се Агнец Божий» (изображает золотой сосуд, в котором лежит младенец Иисус — эта композиция раскрывает символику приготовления Святых Даров), «Похвала Богоматери» (Богородица в окружении пророков, предсказавших рождение Иисуса Христа), «Богослови Бог день седьмой».

В куполе церкви находится фреска с изображением Бога Отца, на стенах барабана — херувимы, фигуры праотцов и пророков. В основании барабана расположены изображения Нерукотворного Образа, Богородицы, ангелов и евангелистов. Композиция на склонах свода иллюстрирует молитву «Символ веры»:

  1. Верую в единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего и видимого и невидимого.
  2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все произошло.
  3. Ради нас, людей, и нашего ради спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося.
  4. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного.
  5. И воскресшего в третий день, по Писаниям.
  6. И восшедшего на небеса, и сидящего справа от Отца.
  7. И снова грядущего со славою судить живых и мертвых, и Царству Его не будет конца.
  8. И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, со Отцом и Сыном равно поклоняемого и славимого, говорившего чрез пророков.
  9. Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.
  10. Признаю одно Крещение для прощения грехов.
  11. Ожидаю воскресения мертвых
  12. и жизни будущего века. Аминь.

Это важнейшая молитва в православии. В ее тексте кратко приведены основные истины и догматы, которые проповедует церковь. Расположение фресок в целом соответствует порядку повествования в тексте молитвы, начиная с Троицы. Однако отсутствует изображение Страшного Суда (последняя часть Символа Веры).

На восточной стене церкви Иоанна Богослова размещена роспись по подобию иконостаса, содержащая местный, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий ряд. В нижней части стена представляет собой аркаду с колоннами. Местный ряд росписи содержит сюжеты, посвященные Христу и Богоматери, центральными из которых являются изображения искупительной смерти и Воскрешения Христа, символизирующие победу над смертью.

Западная, южная и северная стены храма поделены на 6 ярусов, два верхних из которых занимают фрески, относящиеся к евангелическому циклу из 12 сюжетов. Следом за ним помещены росписи из цикла жития Иоанна Богослова, которые насчитывают 36 композиций. Внизу находятся фрески, посвященные местному святому Авраамию Ростовскому.

Цикл росписей, посвященных Иоанну Богослову, основан на литературном источнике «Житие и хождение апостола Иоанна Богослова», составленном его учеником Прохором. На фресках имеется изображение Прохора с книгой, рядом со святым. Иоанн Богослов — один из двенадцати апостолов, ближайших учеников Иисуса Христа. Он автор «Евангелия от Иоанна», «Книги Откровений» и трех посланий, которые вошли в Новый завет. На стенах церкви изображен тот период жизни святого, когда он после Успения Богоматери уехал проповедовать учение Христа в Эфес и другие города Малой Азии. В начале он устроился на работу в античные термы, где совершил первое чудо, воскресив юношу, погубленного бесами. Это чудо потрясло жителей Эфеса, ставших первыми слушателями проповеди Иоанна. Святой обращал людей в веру, исцелял больных и бесноватых. Однако из-за гонений на христиан, устроенных Нероном, Иоанна Богослова изгнали, и он отбыл на остров Патмос. Там жил языческий волхв Кинопс, которого почитали как бога. После успеха проповеди Иоанна жрецы храма Апполона попросили жившего отшельником Кинопса погубить апостола. Кинопс оставил свою пустыню и впервые явился в город. Там он вступил в спор с Иоанном. В ходе дискуссии от Иоанна Богослова потребовали совершения чуда, от чего он отказался, следуя примеру Иисуса Христа, который не стал творить чудеса напоказ для искушавших его фарисеев. Кинопс, напротив, начал творить чудеса, воскрешая умерших и возвращая пропавших. Однако сотворенные люди оказались ненастоящими. Это были бесы, принявшие облик давно ушедших людей. Чтобы поразить всех еще больше, Кинопс погрузился в пучину моря. Иоанн Богослов изгнал всех демонов и мнимо воскресших. Бесы ушли, покинув Кинопса, который утонул в море.

В цикле жития Иоанна Богослова, изображенном на стенах храма, освещается тема столкновения истинного и ложного учений. Иконописцы изобразили огромное количество бесов, что является уникальной особенностью церкви Иоанна Богослова. Их фигуры и одежды похожи на человеческие, однако они выше ростом. Бесы смешались с толпой и почти неразличимы, но их выдает цвет лица (белый, багровый, серый, зеленый), его злое выражение, а также небольшие крылья.

Авраамий Ростовский — святой, живший на Ростовской земле в XII веке. По преданию он сокрушил языческого идола Велеса. На стенах церкви помещена история, основанная на его житии. На первой фреске изображена сцена пострижения Авраамия в монахи. Далее рассказывается о том, как он собрался ехать в Царьград, чтобы обратиться с молитвой за помощью к Иоанну Богослову. Однако по дороге Царьград, недалеко от Ростова, Иоанн явился Авраамию. Апостол дал Авраамию жезл с крестом, которым можно было повергнуть идола. И Авраамий сокрушил этим жезлом Велеса. Идол изображен на постаменте в виде фигуры мужчины в короне. На месте, где был повержен Велес, святой основал Богоявленский монастырь. На фресках церкви Иоанна Богослова также изображен сюжет, в котором демон, превращаясь в воина, оговаривает Авраамия перед ростовским князем Владимиром, рассказывая о том, что святой утаил от князя огромные богатства. Авраамия доставляют на суд, по пути его подвергают позору. На фреске художник изобразил Авраамия в женских сапогах на высоких каблуках. Авраамий предстает перед князем на суде. Завершения этой истории в росписи храма нет. В житии сказано, что во время молитвы святого демон открывает свою истинную сущность. Князь просит прощения у Авраамия и щедро его одаривает.

Исследователи отмечают, что «во всех трех циклах росписи стен прослеживается единая линия повествования. Жизнь и учение Христа получают продолжение в деяниях его учеников, а продолжателем дела апостола становится, в свою очередь, преподобный Авраамий Ростовский. Так создатель программы росписи подчеркивает преемственность местной ростовской священной истории от истории общехристианской» (Там же, с. 53). Выражением преемственности становится явление Иоанна Богослова Авраамию Ростовскому. Благодаря этому событию ближайший ученик Иисуса Христа становится у истоков крещения жителей Ростовских земель.

Роспись галереи, окружающей Церковь Иоанна Богослова с трех сторон, к сожалению, плохо сохранилась. Некоторые из фрагментов полностью утрачены. На стенах галереи изображены Деяния и Страдания апостолов.

Посещение церкви Иоанна Богослова

Церковь Иоанна Богослова можно осмотреть во время посещения Ростовского кремля. Осмотр ее включен в полный билет, а также в более дешевый билет «Переходы по стенам Кремля».

© 2013 — 2020 Around The Globe
Реклама Обратная связь