Спасо-Андроников монастырь

Andronikov Monastery of the Saviour

Адрес

Андроньевская площадь, 10; метро «Площадь Ильича» (670 м), Римская (720 м)

График работы
Время работы экспозиции и выставок: 11.00 — 18.00 (касса — до 17.15) — пн., пт., сб., вс.; 14.00 — 21.00 (касса — до 20.15) — вт., чт.; выходной — ср. Территория музея открыта ежедневно с 9.00 до 21.00.
Официальный сайт
www.rublev-museum.ru
Телефон
+7 495 678-14-89
Вход: На территорию монастыря бесплатно; экспозиции и выставки платные. Подробнее: www.rublev-museum.ru

Спасо-Андроников монастырь — бывший мужской монастырь, расположенный на левом берегу реки Яузы. В настоящее время в его стенах находится Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. На территории монастыря находится Спасский собор — древнейший из сохранившихся вне Кремля московских соборов. Андроников монастырь — спокойное и уединенное, расположенное недалеко от центра Москвы место с богатой и драматичной историей.

Андроников монастырь был основан в XIV веке. По церковному преданию митрополит Алексий во время своего путешествия по Чёрному морю из Москвы в Константинополь попал в страшную бурю. Он молился о спасении и был спасен. Это случилось в день празднования Спаса Нерукотворного. В память о месте спасения — константинопольской (сейчас Стамбульской) бухте Золотой рог — был назван ручей, впадающий в Яузу (Золотой рожок). Впоследствии это название перешло к одной из улиц, которая стала называться Золоторожским валом. На месте впадения ручья в Яузу был поставлен Андроников монастырь. Митрополит привёз из Константинополя в Москву икону Спаса Нерукотворного Образа, с которой проводили освящение Спасского собора монастыря в 1357 году.

Первым настоятелем Спасо-Андроникова монастыря был игумен Андроник, ученик Сергия Радонежского. В честь него и был назван монастырь.

В 1368 году деревянный собор Андроникова монастыря сгорел, был выстроен новый каменный Спасский собор. В 1420–1427 годах собор был перестроен, а белокаменный храм сохранился до наших дней. В наши дни Спасский собор представляет собой однокупольный четырехстолпный трехапсидный храм.

В 1428 году Спасский собор был расписан великим русским иконописцем Андреем Рублёвым и его сподвижником Даниилом. Оба они были иноками Андроникова монастыря. К сожалению, до нашего времени уцелели только небольшие фрагменты фресок на откосах окон алтаря, на них изображен растительный орнамент. Роспись Спасского собора была последней работой Андрея Рублёва, но, по рассказам очевидцев, это было «подписание чюдное». Около 1430 года Рублев умер и был похоронен на территории Андроникова монастыря.

В XIV — XVII веках на территории Андроникова монастыря работал один из центров переписи книг.

В 1653 году в монастыре находился под стражей протопоп Аввакум — видный общественный и церковный деятель XVII века, вначале бывший другом и соратником Патриарха Никона, а затем ставший главным борцом с его церковной реформой, идеологом и главным деятелем старообрядчества.

В XV веке при игумене Митрофане была построена трапезная. Над ней, по велению Евдокии Лопухиной, жены Петра I, в 1691 году была возведена Архангельская церковь. На нижнем ярусе была организована фамильная усыпальница Лопухиных с церковью иконы Знамения Божьей Матери. Сейчас в этом здании помещена основная экспозиция Музея Древнерусской культуры и искусства.

В середине XVIII века стены монастыря были отстроены в камне. По проекту великого русского архитектора М. Казакова на месте старой колокольни над Святыми воротами была возведена новая колокольня высотой 73 метра.

Андроников монастырь в 1883 г.Андроников монастырь в 1883 г

Монастырь не раз был подвержен разорениям и пожарам. В середине XVIII века со стен Спасского храма были окончательно счищены бесценные росписи. С тех пор собор не расписывался.

В 1812 году монастырь был разорен французскими войсками. Был сожжён иконостас, обрушилась глава и барабан Спасского собора. В середине XIX века собор был частично переделан по проекту П. Герасимова. С юга и севера были пристроены приделы. Закомары и кокошники убрали под четырёхскатную крышу, а над ним подняли восьмигранный барабан с шатровой крышей.

В конце XIX и в начале XX века в Спасо-Андрониковом монастыре проходили службы на старинном знаменном распеве. Великий русский композитор Сергей Рахманинов очень любил песнопения, исполняемые монахами монастыря и часто приезжал их послушать.

После Октябрьской революции монастырь был закрыт. До 1922 года в его стенах был размещен один из первых лагерей ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем), в котором содержали офицеров и политических противников, а также производили массовые расстрелы. В 1922–1928 годах в монастыре находилась колония для беспризорников. В 1928 году в зданиях монастыря были устроены комнаты для рабочих завода «Серп и Молот».

В 1929–1932 годах была разрушена колокольня монастыря. В 1927 году уничтожен некрополь, где были похоронены Рублёв, основатель русского театра Фёдор Волков, герои Северной войны 1700–1721 годов и Отечественной войны 1812 года, представители дворянских фамилий Лопухиных, Волконских, Толстых.

В 1934 году Спасо-Андроников монастырь хотели снести, но благодаря работе историков архитектуры и реставраторов монастырь был спасен. Перед предполагаемым сносом историк архитектуры Пётр Николаевич Максимов осуществил обмер памятника. В 1940 году он опубликовал работу на тему уникальности и архитектурной ценности Спасского собора. В 1947 году российский архитектор и реставратор памятников древнерусского зодчества Пётр Дмитриевич Барановский сделал доклад «О времени и месте погребения Андрея Рублёва» и выступил совместно с И. Э. Грабарём за сохранение частично разрушенного монастыря и создание на его месте Музея Древнерусского искусства.

Официально указ о создании Музея Древнерусской культуры и искусства был утвержден и подписан И. Сталиным в 1947 году в год празднования 800-летия Москвы. С 1949 по 1960 года созданием Музея Древнерусской культуры и формированием коллекции руководил его первый директор Давид Ильич Арсенишвили. Музейная коллекция собиралась в атмосфере крайне негативного отношения советской власти к религиозному наследию. Директор музея ездил по регионам, собирал иконы у жителей. Он нашел, спас и вывез иконы из иконостаса Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, где они были разбросаны и использовались как доски в хозяйственных нуждах.

В годы хрущевской «оттепели» работы по созданию музея были приостановлены. Этот факт вынудил авторитетных специалистов по древнерусской культуре (М. В. Алпатова, Н. Н. Воронина, В. П. Адрианову-Перетц, Д. С. Лихачёва) выступить в октябре 1956 года с открытым письмом в газете «Правда».

В 1959–1960 годах было реконструировано здание Спасского собора: ему вернули утраченные элементы, восстановлена изначальная форма главы, барабана и кокошников.

1960 год был объявлен ЮНЕСКО «годом русского иконописца Андрея Рублёва». 21 сентября 1960 года к 600-летию со дня рождения художника был открыт музей. С 1985 года официальное название музея — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (ЦМиАР).

Сейчас в музее хранится и исследуется коллекция древнерусского искусства допетровского времени. Самый древний экспонат музея — ярославская икона Спаса Вседержителя, датируемая XIII веком, подаренная художником В. С. Ситниковым в 1976 году. Это произведение является редчайшим образцом русской иконописи, так как было создано до монгольского нашествия на Русь. Еще одна жемчужина музея — Икона «Богоматерь Владимирская-Волоколамская», написанная в 1572 году. Её заказчиком является Малюта Скуратов — любимый опричник Ивана Грозного. Икона была списана с иконы Богоматери Владимирской и вложена в Иосифо-Волоколамский монастырь после расправы над митрополитом Филиппом. С древних времен эта икона почитается как чудотворная.

Также к ценнейшим произведениям коллекции музея относятся иконы: «Спас Нерукотворный» XIV века, «Богоматерь Одигитрия — Никола» XV века, «Троица Ветхозаветная» XV века, созданная иконописцем Паисием, «Спас в Силах» XV века, «Иоанн Предтеча» XV века, «Успение Богоматери» XV века, «Сергий Радонежский в житии» XVI века и другие.

В музее находится комплекс иконостаса Спасского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале — выдающийся образец иконописи XVII века.

В 1989 году Спасский собор был освящён, в нём были возобновлены богослужения. На месте снесенной колокольни была построена небольшая деревянная звонница. Службы в соборе ведутся, как и до революции, на старинном русском распеве.

© 2013 — 2019 Around The Globe
Реклама Обратная связь